Статьи

Когда Hummer – это слишком банально: стоит ли покупать Toyota Mega Cruiser за 3 миллиона

Большой эксклюзивный внедорожник, на котором можно поехать хоть на край света по прямой – какой он? Мы рассуждали о покупке нового Land Cruiser 70 – он вечный и внедорожный, но недостаточно большой. Ford Excursion – достаточно большой, но недостаточно внедорожный. Gelandewagen уже недостаточно эксклюзивный, а Hummer H2 – машина для имиджа, а не для езды. В общем, задача сложнее, чем кажется. На ум приходит Hummer H1, который мы до сих пор обходили вниманием, но кому-то и он покажется «попсовым». Впрочем, о покупке «настоящего» Hummer мы еще поговорим, а сейчас давайте взглянем, чем интересна его японская альтернатива: Toyota Mega Cruiser. Наши коллеги из Авито Авто говорят, что разброс цен на эту редкую модель очень велик: от 2 миллионов за «голые» армейские машины без крыши до 4-5 за доработанные тюнерами проекты. Ну а миллиона за 3 можно поискать живой гражданский экземпляр без доработок. Что это вообще за машина, чем она интересна и за что платить такие деньги?

 

История появления Mega Cruiser довольно проста: автомобиль разрабатывался как военное транспортное средство. Реверансы в сторону Humvee оставим за скобками: об истории поговорим как-нибудь в другой раз. С точки зрения покупки же Mega Cruiser в чем-то интереснее американского собрата. Одна только редкость чего стоит: если Hummer наклепали 12 тысяч штук, то японских машин – в 4 раза меньше, а в частные руки и вовсе ушло сотни полторы-две. Конечно, всплывающие объявления о продаже машин в армейском исполнении намекают на то, что их популяция «на гражданке» может расти, но за нужным вариантом все равно придется погоняться. Особенно если вы хотите не армейскую версию с тентовым верхом и индексом BXD10, а условно гражданский Mega Cruiser с жесткой крышей, который получил отдельный индекс BXD20. Такие варианты, само собой, тоже несли службу, но уже в качестве автомобилей полицейских, пожарных и так далее. Однако Mega Cruiser в свое время все же можно было официально купить новым – правда, только в азиатских странах и только с правым рулем. Последнее обстоятельство стоит воспринимать всерьез, ведь это не обычная «праворулька». Проблема здесь не столько в массе около 3 тонн и длине свыше 5 метров, сколько в ширине в 217 сантиметров. В таких условиях вождение праворульного автомобиля – отдельное удовольствие.

Toyota Mega Cruiser 1995–2002

Впрочем, правый руль не стоит всерьез воспринимать как проблему. Во-первых, Mega Cruiser не всегда покупают как экспедиционный автомобиль – иногда это просто машина выходного дня или игрушка для внедорожных покатушек. Ну а те, кто действительно ездит на них на межгород, давно освоили методы выхода из ситуации. Вариантов хватает – от установки на левую сторону камеры для обгона с выводом изображения на экран перед водителем и до кардинальных мер с переоборудованием машины в леворульную. Последнее, конечно, сложно и дорого, но на таких доработанных Mega Cruiser вполне можно регулярно ездить. Ведь гражданская версия по сравнению с военной имела не только какую-никакую отделку салона, но и ремни безопасности, и даже кондиционер. Ну а отсутствие у нее системы централизованной подкачки колес – вопрос решаемый.

Говорить о состоянии кузова и его слабых местах при выборе машины, как мы делаем обычно, здесь довольно бессмысленно, даже с учетом возраста. Пусть Mega Cruiser и выпускался с 1995 по 2001 год, что означает возраст в 20-25 лет, но цена и редкость делают эти внедорожники игрушкой обеспеченных энтузиастов, а армейское происхождение обещает приличную выносливость. В общем, встретить гнилую или запущенную машину крайне маловероятно, а вот следы ремонта после внедорожных вылазок вполне возможны. Но обычно ремонт либо отличается приличным качеством, либо сопряжен с тюнингом, так что нужно просто оценивать ухоженность автомобиля, включая антикор и внешнюю защиту. Конструктивно же «японец» довольно прост: в основе машины – классическая лестничная рама, на которую установлен либо цельнометаллический, либо открытый кузов. Так что при условии сохранности номеров все остальное – вопрос решаемый.

Toyota Mega Cruiser 1995–2002

Любопытно, что при всей армейской подноготной и большой редкости Mega Cruiser имеет вполне официальный и полный каталог запчастей. Правда, солидную часть каталога можно считать красивым иллюстративным материалом: деталей, даром что они оригинальные, просто нет в продаже. Если пластиковый капот еще предлагается за 200 тысяч рублей, то двери, бамперы, крылья и прочие внешние детали практически не сыскать. Плоское лобовое стекло проще изготовить на заказ, чем ждать доставку оригинала за 40 тысяч. Фары – тоже эксклюзив, так что здесь хочешь – не хочешь, а придется заниматься тюнингом. Зато задняя оптика от грузовика Dyna в неоригинальном исполнении стоит копейки, если уж она понадобится в заводском виде.

Ходовая часть Mega Cruiser не так проста, как можно предположить. Как и у Hummer, подвески здесь независимые, но, в отличие от «американца», торсионные. И впереди, и сзади применена идентичная двухрычажная схема с торсионами в роли упругих элементов, а дополняют их массивные амортизаторы. Но и это еще не все: клиренс в 42 сантиметра достигается благодаря применению бортовых колесных редукторов. С точки зрения функциональности результат выше всяких похвал. С точки зрения ремонта все несколько сложнее: далеко не все запчасти можно найти в продаже. Редукторы, например, вполне реально перебрать: в продаже есть и подшипники, и прочая начинка, включая даже зубчатые колеса.

Toyota Mega Cruiser 1995–2002

Торсионы тоже доступны к покупке, пусть и за 45 тысяч. В некоторых мелочах вроде стоек стабилизатора выручает родство все с тем же грузовиком Dyna и автобусом Coaster: есть дешевый неоригинал по 600 рублей вместо 6 тысяч. Но вот рычаги, амортизаторы и прочие крупные детали придется искать, а стоимость узлов вроде заднего или бортового редуктора в сборе безнадежно шестизначная. Так что важность обслуживания выходит на первый план: благо, что Mega Cruiser, как и положено почти грузовой машине, позволяет шприцевать все, к чему можно приделать пресс-масленку. Шаровые опоры, карданы и прочие шарниры требуют регулярной смазки и взамен готовы предложить большой ресурс.

Отдельного упоминания заслуживают колеса. Дело в том, что здесь применены собственные диски диаметром в 17,5 дюймов, что делает невозможным подбор шин. В результате владельцам приходится идти на выдумки. Вариантов уже изобретено много: доработка дисков от ГАЗ-66 или «гражданских» автомобилей Toyota, изготовление дисков на заказ и банальное использование ступичных проставок для перехода на другую сверловку.

Toyota Mega Cruiser 1995–2002

Конструкция тормозов у Mega Cruiser схожа с Hummer: механизмы здесь дисковые на обеих осях и расположены не на ступицах, а вынесены к редукторам. Вентилируемые диски, по счастью, здесь все от тех же Dyna и Coaster, так что их можно купить по 5-10 тысяч за штуку, а колодки и вовсе доступны неоригинальными за пару тысяч. Впрочем, этот тот случай, когда недостаточная эксклюзивность – это преимущество.

Куда интереснее конструкция рулевого управления этого автомобиля. Казалось бы, что удивительного: рулевой редуктор, гидроусилитель да тяги. Удивительно то, что рулевых редукторов тут два! Да, шасси автомобиля – полноуправляемое, причем задние колеса поворачиваются в противоход передним не на скромные 3-5 градусов, а на целых 12. Вкупе с углом поворота передних в 32 градуса это дает значительный выигрыш в радиусе разворота и маневренности. Связь между редукторами механическая, а еще тут есть электрическая составляющая, которая автоматически отключает систему 4WS (4 Wheel Steering) на скорости более 40 км/ч. В ремонте это, конечно, добавляет сложностей: например, насос нельзя купить ни целиком, ни по частям, а рулевая тяга за 25 тысяч – роскошь на фоне рулевого редуктора, который предлагается за 30. К счастью, рулевые наконечники здесь унифицированные, так что хотя бы их можно легко купить за вменяемые деньги.

Toyota Mega Cruiser 1995–2002

Трансмиссия у Mega Cruiser, разумеется, полноприводная, но изюминка не в этом, а в ее схеме. Полный привод тут постоянный, с межосевым дифференциалом, а мосты не только оснащены червячными самоблоками, но и имеют возможность принудительной блокировки. То есть, здесь можно принудительно заблокировать все три дифференциала и с учетом понижающей передачи, геометрии и полноуправляемого шасси получить практически безлимитную проходимость. Проверка работоспособности всего этого при покупке, само собой, обязательна, как и состояния масел в раздатке и редукторах. К счастью, некоторые мелочи в обслуживании трансмиссии здесь не будут разорительными: например, крестовины карданов тут «универсальные» и дешевые, как и фланцы с вилками. Таким образом, кардан не предлагается покупать в сборе за сто тысяч, как на современных кроссоверах. Впрочем, эта экономия легко вылетит в трубу при поломке чего-то другого: например, приводной вал в сборе стоит 60-80 тысяч, и купить ШРУС по отдельности будет нисколько не дешевле.

Коробка передач внедорожнику досталась одна – четырехступенчатый автомат A443F от Aisin. Эта коробка – грузовая родственница старых, простых и очень надежных A440/A442, которые устанавливались на древние Land Cruiser. Единственное, чего требует эта коробка – замены хоть какого-то масла раз в 60-80 тысяч километров, чтобы поберечь фрикцион, насос и прочую начинку. Охлаждение тоже завязано на смене масла – фильтр нужно менять при каждой процедуре. Главное – не экономить на этой самой замене, грустно глядя на заправочный объем примерно в 15 литров трансмиссионки. Грузовая техника – грузовые расходы.

Toyota Mega Cruiser 1995–2002

Мотор Mega Cruiser тоже отрядили один: рядный четырехцилиндровый дизель 15B-FT на 4,1 литра, который с 1999 года получил электронный впрыск и соответствующий индекс 15B-FTE. Электроника не сделала его сложнее: это довольно простой грузовой мотор с чугунными блоком и ГБЦ. Здесь, впрочем, по 4 клапана на цилиндр, непосредственный впрыск и наддув с интеркулером, что позволяет мотору выдавать 380 Нм крутящего момента. Ресурс двигателя тоже вполне грузовой, а вот в содержании агрегат иногда может подкинуть сложностей. Например, цена нового ТНВД совершенно несуразная, что означает необходимость поиска мастера для качественного ремонта старого. Форсунки при этом крайне дешевы – менее 5 тысяч за штуку. Турбина в сборе аномально дорога, но новый оригинальный картридж можно купить за 50-60 тысяч, что на фоне стоимости машины выглядит приемлемым. В общем, свои нюансы есть, но в целом небольшой мотор кажется вполне логичным выбором для этой машины. Ведь по сравнению с тем же Hummer с его огромными дизельными V8 «японец» кажется образцом практичности: расход в загородном цикле составляет 12-14 литров на сотню километров, а в смешанном укладывается в 16-18. Таким образом, бака в 108 литров может хватить более чем на 700 километров.

Toyota Mega Cruiser 1995–2002

Ну а теперь, получив общее представление о том, что же такое Mega Cruiser, можно попробовать составить портрет желаемой машины. Как мы уже поняли, фактически портретов тут три. Самый базовый – оригинальный армейский автомобиль с мягким верхом, который можно найти миллиона за два. Выглядеть экземпляр в хорошем состоянии будет примерно вот так.

Тем, кто хочет получить машину не только для летних вылазок на бездорожье, а для полноценной эксплуатации, нужно искать гражданский вариант Mega Cruiser с цельнометаллическим кузовом и нормальным оснащением. Проблема в том, что в продаже такие машины в оригинальном состоянии появляются редко – например, на момент написания материала в продаже на Авито не было ни одной. Ну а третий вариант – доработанный автомобиль с перешитым салоном, защитным покрытием кузова, а также техническим тюнингом вплоть до замены мотора и левостороннего расположения руля. Стоить такая машина будет уже значительно дороже – 4-5 миллионов, а то и больше, и выглядят они примерно вот так.

Таким образом, итоговый выбор остается за покупателем и зависит от целей покупки, планируемых сценариев эксплуатации и, собственно, имеющегося бюджета. И пусть рассчитывать на экономию при покупке Mega Cruiser не приходится, но и машины за свои деньги вы получите в избытке. Во всех смыслах.

Источник

0

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Admin

14
Комментарии: 3Публикации: 713Регистрация: 05-08-2019
Теги

2 Комментариев

  1. What i do not understood is in truth how you are now not really much more smartly-preferred than you might be right now. You’re very intelligent. You already know therefore significantly in relation to this topic, produced me in my view believe it from so many numerous angles. Its like women and men don’t seem to be involved unless it is one thing to do with Lady gaga! Your individual stuffs excellent. At all times maintain it up!

    0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Закрыть
Закрыть