Статьи

В проект по CKD-сборке Lada в Казахстане вложено $80 млн, но Автоваз, похоже, передумал

Первые «Гранты», собранные по полному циклу на казахском предприятии Бипэк Авто, должны были поступить российским дилерам Lada уже в этом году. Между тем до сих пор не закончено строительство цехов. Кому выгоден срыв проекта по контрактной сборке автомобилей Lada в России и импорту этих автомобилей из Казахстана в нашу страну?

 



Несколько лет назад на отчётной пресс-конференции Автоваза я спросил у тогдашнего президента компании Николя Мора: зачем нужна сборка автомобилей Lada в Казахстане, если с одной стороны ничто не препятствует экспорту машин из России в Казахстан (единая таможенная зона), с другой, Автоваз постоянно недозагружен. Николя Мор, ни секунды не раздумывая, ответил: «Я не вижу в этом проблемы». Что ж, вероятно, в то время особенной проблемы действительно не было, поскольку на мощностях казахского завода «Азия Авто» и тогда, и сейчас автомобили Lada собирают отвёрточным методом «на основе частично собранного кузова». Трудоёмкость такого типа SKD-сборки невысока, хотя и ею можно было бы нагрузить своих сотрудников, а не казахских. Между тем в случае открытия в Казахстане сборки автомобилей Lada по полному циклу (CKD) и последующей отгрузкой их в Россию вопрос приобретает особую остроту: получается, что, находясь в состоянии хронического недозагруза, Автоваз фактически выводит часть производства из страны…

Пять лет назад между Автовазом и «Бипэк Авто – Азия Авто» был заключен договор по которому, со слов тогдашнего президента Автоваза Бу Андерсона (если кто не помнит, он был до Николя Мора), казахской стороне «вверялась дистрибуция и продвижение российских автомобилей на российском рынке», при этом шведский менеджер называл ту ситуацию «уникальной, но закономерной». Со стороны Автоваза соглашение подписал Бу Андерсон, со стороны «Бипэк Авто – Азия Авто» – председатель совета директоров группы компаний Анатолий Балушкин. На церемонии присутствовали В. Путин и Н. Назарбаев.

После подписания соглашения в России была развёрнута дилерская сеть под брендом «Азия Авто – Усть-Каменогорск». Базой для формирования этой сети стали шесть автоцентров, находившихся на балансе юридических лиц, принадлежавших «Лада-Сервис» (дочернее предприятие Автоваза). В 2015 году они были переданы «Азия Авто Усть-Каменогорск», капитал которого принадлежал группе «Бипэк Авто – Азия Авто» и Автовазу в пропорции 75:25. Пресс-служба Азия-Авто, комментируя те события, уточняет: «Условия сделки предполагали работу по расчистке балансов этих предприятий и последующий переход автоцентров в Барнауле, Омске, Новосибирске, Новокузнецке, Челябинске и Шадринске под полный контроль основного собственника в среднесрочной перспективе. Эти условия были соблюдены, и в октябре 2017 года после проведения аудита и оценки доля “Бипэк Авто – Азия Авто” в капитале была увеличена до 100%».

Сейчас 19 шоу-румов «Азия Авто – Усть-Каменогорск» располагаются в 12 российских городах Сибири и Урала. В прошлом году компания получила прибыль более чем в 40 млн рублей. По итогам первого полугодия 2020 года через эту дилерскую сеть было реализовано 5,1% всех автомобилей Lada в России. В абсолютных цифрах это 5868 штук. Хотя все салоны «Азия Авто – Усть-Каменогорск» оформлены в фирменном стиле Lada, в дополнение к моделям Lada казахи реализовали в нашей стране ещё 175 машин Chevrolet Niva и UAZ. Все автомобили, которыми сегодня торгует «Азия Авто, – Усть-Каменогорск» – российского производства, однако планировалось, что так будет не всегда!

В Усть-Каменогорске на заводе «Азия Авто» уже много лет идёт отвёрточная сборка моделей Kia, Skoda, Lada и UAZ – все эти машины сейчас идут на рынок Казахстана, где у компании имеются автосалоны в 19 городах. На предприятии освоено около 160 операций, среди которых подсборка двигателя, сборка двигателя с КПП и передним подрамником, сборка задней оси и подвески, монтаж силового агрегата и задней оси на кузов, установка рулевого управления, установка системы выпуска, установка колес, установка АКБ, жгутов проводов в моторном отсеке, заполнение всех систем автомобиля техническими жидкостями. Готовый автомобиль диагностируют на работоспособность электронных систем, регулируют установку колес и световые пучки фар, проверяют тормоза, проводят короткие динамические испытания и испытания на герметичность.

При этом «Азия Авто» «совместно с альянсом Renault-Nissan-Mitsubishi в лице АО “Автоваз”» возводит новые производственные мощности, где автомобили начнут выпускать по полному циклу. К этому «Бипэк Авто – Азия Авто» обязывает и соглашение о промышленной сборке, заключенное с местным Министерством индустрии и инфраструктурного развития. Как и наш Минпромторг, казахское ведомство активно борется за экспорт собираемых в стране машин и углубление локализации не только по комплектующим, но и по сборке. Собственно, в июле 2020 года акционеры холдинга утвердили инвестиционный план, который «обеспечит запуск мощностей сварки и окраски кузова в 2021 году». Как сообщили редакции Kolesa.ru в пресс-службе «Бипэк Авто – Азия Авто», варить кузова начнут для седана Lada Granta, после чего список CKD-машин планируется расширить. На первоначальном этапе кузовную штамповку будут поставлять из России, а затем – и налаживать свою. То есть фактически речь будет идти о выпуске контрактных автомобилей с дальнейшей поставкой их российским покупателям.

Однако остаётся всё тот же вопрос, заинтересован ли Автоваз и по сей день в таком развитии событий, учитывая нынешние рыночные реалии, всё-таки с момента подписания соглашения прошло много лет? Пресс-служба Автоваза не ответила на наш запрос. Между тем, по данным казахской стороны, «участие Автоваза в проекте регламентируется несколькими соглашениями и предусматривает прежде всего: 1 – предоставление технической документации, патентов и лицензий; 2 – согласование закупаемого оборудования на соответствие требованиям альянса; 3 – поставку части специального оборудования; 4 – поддержку запуска проекта специалистами по производству, качеству и другим аспектам; 5 – последующую поставку комплектующих изделий». Проще говоря, любая, даже самая малейшая, задержка по одному из этих направлений влечёт затяжку срока по началу сборки.

Интересно, что именно отставание от графика и предъявляет казахскому заводу местное Министерство индустрии и инфраструктурного развития, которое инициировало расторжение соглашения о промсборке. На прошлой неделе председатель Совета директоров «Бипэк Авто – Азия Авто» Анатолий Балушкин дал весьма эмоциональную пресс-конференцию, на которой заявил: «Если продолжится вакханалия и беспредел, мы сделаем очередные обличающие шаги». Мы не будем погружаться в подробности взаимоотношений «Азии Авто» и министерства, нам важно, что де-факто государство прекратило выплачивать компании «Бипэк Авто – Азия Авто» компенсацию по утильсбору (в Казахстане этот механизм действует аналогично российскому), из-за чего даже отвёрточная сборка автомобилей Lada утратила в Казахстане всякий смысл.

Профильное министерство считает, что «Бипэк Авто – Азия Авто» не выполняет взятые на себя обязательства: отсутствие должного инвестирования и привело к срыву сроков. В свою очередь Анатолий Балушкин заявил, что было вложено $72 млн, притом что это деньги – собственные, а не привлечённые государственные. И в этом году, несмотря на заморозку существенных средств в виде выплаченного, но не компенсированного утильсбора, инвестировано ещё $8 млн потому что строительный сезон нельзя было пропускать. При этом дело касается не только утильсбора. Пресс-служба казахской компании сообщила редакции Kolesa.ru, что «соглашение о промышленной сборке позволяет получать ряд льгот и преференций, среди которых освобождение от таможенных пошлин и налогов на импортные комплектующие, на ввоз технологического оборудования. Наконец, договор с министерством является необходимым условием для участия в госпрограммах и госзакупках. Таким образом, в условиях казахстанского рынка отсутствие соглашения лишает экономической целесообразности осуществление производственной деятельности».

Теперь вернёмся к Автовазу. Очевидно, что в условиях нынешней рыночной конъюнктуры никакая контрактная сборка на территории другого государства ему не выгодна – не до жиру. Даже недавняя модернизация ветки В0, смысл которой – адаптация техпроцесса под выпуск нового Duster, не решает недозагруз предприятия в целом. Мы напрямую спросили казахскую сторону об опасности выхода Автоваза из проекта и получили ответ: за Автовазом «несомненно остается право пересмотра оценки перспектив проекта в случае изменения инвестиционного климата и условий налогообложения, которые повлекли бы снижение конкурентоспособности выпускаемой продукции». И такое впечатление, что всё к этому идёт.

По состоянию на сегодняшний день завод продолжает работать – машинокомплекты приобретены, и их нужно собирать, однако сколь долго такая ситуация продлиться, сказать трудно.

Источник

0

Автор публикации

не в сети 9 месяцев

Admin

14
Комментарии: 3Публикации: 713Регистрация: 05-08-2019
Теги

246 Комментариев

  1. hey there and thank you for your information – I have definitely picked up something new from right here.
    I did however expertise some technical issues using this site, since I experienced to reload the website many times previous to I could get
    it to load properly. I had been wondering if your web host is OK?
    Not that I’m complaining, but slow loading instances times will sometimes affect
    your placement in google and can damage your high-quality score
    if ads and marketing with Adwords. Well I’m adding this RSS to my e-mail and can look out for a lot more of your respective exciting content.
    Make sure you update this again soon. https://hydroxychloroquinee.com/

    0
  2. Уведомление: cytotmeds.com
  3. Уведомление: prednisone tabs
  4. Уведомление: dapoxetine 90 mg best price
  5. Уведомление: hydroxychloroquine in lupus
  6. Oh my goodness! a tremendous article dude. Thanks Nevertheless I’m experiencing subject with ur rss . Don’t know why Unable to subscribe to it. Is there anyone getting identical rss drawback? Anybody who knows kindly respond. Thnkx

    0
  7. Good day very cool blog!! Guy .. Beautiful .. Superb .. I’ll bookmark your blog and take the feeds additionally…I’m satisfied to search out numerous useful info right here in the submit, we need develop more strategies on this regard, thanks for sharing. . . . . .

    0
  8. I will immediately snatch your rss feed as I can’t find your e-mail subscription hyperlink or newsletter service. Do you’ve any? Please allow me know so that I may subscribe. Thanks.

    0
  9. I have been exploring for a little bit for any high-quality articles or blog posts in this sort of area . Exploring in Yahoo I finally stumbled upon this site. Studying this info So i’m satisfied to exhibit that I’ve a very excellent uncanny feeling I came upon just what I needed. I most unquestionably will make sure to do not overlook this web site and provides it a glance on a constant basis.

    0
  10. Уведомление: ivermectil chewable tablets
  11. Уведомление: stromectol for uti in pregnancy
  12. Уведомление: on demand priligy dose
  13. ivermektin 1% flГёte generisk В проект по CKD-сборке Lada в Казахстане вложено $80 млн, но Автоваз, похоже, передумал — Автомобильный портал | автомобильные новости, статьи и события со всего мира https://ivermectin1.com/ ivermectin for humans walmart

    0
  14. Уведомление: stromectol for parasitic infection
  15. Уведомление: stromectol hydrate 6 mg
  16. Уведомление: clavivermecta 125
  17. What i don’t understood is actually how you’re not really much more smartly-preferred than you may be right now.
    You’re so intelligent. You understand thus considerably in relation to this subject, produced me in my opinion consider it from so many numerous angles.
    Its like men and women aren’t interested except it’s one thing to accomplish with Girl gaga!
    Your individual stuffs great. Always care for it up! https://tadalafili.com/

    0
  18. Уведомление: how ivermectin works
  19. Уведомление: ivermectin dosing in obesity

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Закрыть
Закрыть