Статьи

ЯАЗ, КрАЗ и двухтактные дизели: послевоенная тяжёлая автотехника для Советской армии

С момента основания в 20-е годы Ярославский автозавод (ЯАЗ) так и не смог вылезти из трясины изготовления своих заранее архаичных грузовиков, но во время Великой Отечественной войны ему удалось наладить выпуск дизельных двигателей и тяжёлых грузовиков, которые вскоре пришлось передать на комбайновый завод в украинском городе Кременчуг.

 

Военные грузовики Ярославского автомобильного завода

Положение ЯАЗа стало в корне меняться в конце 1944-го, когда в новых цехах начали монтаж оборудования для выпуска двухтактных дизельных двигателей корпорации GMC. В 1945-м появились собственные прототипы с объёмной фигуркой ярославского медведя на капоте. С готовностью моторного цеха их сборка началась в 1947-м.

Один из прототипов дизельного грузового автомобиля ЯАЗ-200. 1945 год

Семейство ЯАЗ-200 (1945-1950 гг.)

На бортовом семитонном грузовике ЯАЗ-200 установили собственный четырехцилиндровый дизель мощностью 110 л.с. и деревянную кабину. В 1949-м он прошёл военные испытания и затем применялся на транспортных операциях, буксировал артсистемы и участвовал в парадах. На его шасси были построены первые самосвалы ЯАЗ-205 и выпущена партия 135-сильных седельных тягачей ЯАЗ-200В.

Предсерийный дорожный грузовик ЯАЗ-200 с 110-сильным дизелем. 1947 год

Несмотря на краткосрочный период изготовления этих машин, на их базе успели создать первый аэродромный бензозаправщик БЗ-200 и пятитонный автокран К-51 для выполнения инженерных работ.

Аэродромный бензозаправщик БЗ-200 с цистерной вместимостью 7800 литров на шасси ЯАЗ-200. 1948 год

Многоцелевой пятитонный механический автокран К-51 «Январец» на шасси ЯАЗ-200. 1949 год

Семейство ЯАЗ-210 и его военные исполнения (1948–1958 гг.)

В апреле 1948-го были построены прототипы 12-тонного грузовика ЯАЗ-210 с задними двускатными ведущими колёсами и упрощенной кабиной с облицовкой дверей из деревянных реек.

Прототип трёхосного грузовика ЯАЗ-210 с деревянной кабиной. 1948 год (архив 21 НИИЦ)

Серийный вариант оборудовали шестицилиндровым дизелем в 165 сил, индивидуальными приводами задних мостов и цельнометаллической кабиной. В базовом исполнении он поступал в Советскую армию, где доставлял тяжелые грузы и выполнял функции артиллерийских тягачей.

Испытания грузовика ЯАЗ-210 с 165-сильным дизелем, весившим более одной тонны. 1949 год

В небольших количествах был собран грузовик ЯАЗ-210А с низкой грузовой платформой и барабанной лебёдкой за кабиной. Помимо грузовых операций он играл роль тяжелого транспортёра-тягача для буксировки 15-тонных пушек или прицепов.

Специальный грузовик ЯАЗ-210А с металлическим кузовом длиной 5,3 метра и центральной лебёдкой. 1949 год

В 1951-м на шасси ЯАЗ-210 создали самый крупный опытный каркасно-металлический «большой высокий» кузов БВ для ремонтных мастерских с многочисленными боковыми окошками. На той же базе монтировали 10-тонные дизель-электрические автокраны К-104 и 12-тонные К-121.

Самый крупный обитаемый войсковой кузов-фургон БВ для полевых мастерских. 1951 год

Первый тяжелый 215-сильный седельный тягач ЯАЗ-210Д на укороченном шасси ЯАЗ-210 служил для буксировки полуприцепов и артсистем полной массой до 30 тонн. Его особенностями были отбор сжатого воздуха для тормозов прицепного состава и лебёдка за кабиной водителя, которую можно было заменить двумя запасными колёсами.

Тягач ЯАЗ-210Д с деревянной обшивкой кабины и лебёдкой за кабиной водителя. 1951 год

Второй вариант седельного тягача ЯАЗ-210Д с двумя запасными колёсами вместо лебёдки. 1953 год

В войсках основными буксируемыми средствами для ЯАЗа-210Д являлись двухосные аэродромные полуприцепные бензозаправщики БЗ-16 и топливозаправщики ТЗ-16 со стальными эллиптическими цистернами вместимостью 16 тысяч литров горючего и автономными моторами от «Победы» М-20 для привода насосов.

Автопоезд с тягачом ЯАЗ-210Д и заправочной цистерной ТЗ-16. 1952 год (архив 21 НИИЦ)

С 1951 года завод выпускал редкий в отечественной автомобильной индустрии балластный тягач ЯАЗ-210Г с дизелями мощностью 165 или 215 л.с., прямым идейным прототипом которого считается американский вариант Diamond Т-981. В первом исполнении на тягаче применялся сварной кузов с гладкими бортами, в который для повышения тягово-сцепных качеств машины загружали до восьми тонн балласта, позволявших буксировать прицепы массой до 30 тонн. Во втором варианте на нём монтировали низкобортный металлический кузов с надставными бортами, тентом и продольными скамьями для 12 человек боевого расчёта.

Тягач ЯАЗ-210Г с металлическим балластным кузовом и центральным расположением лебёдки. 1951 год

Армейский тягач ЯАЗ-210Г с высокобортным вариантом кузова без лебёдки. 1954 год (архив 21 НИИЦ)

Военный грузовик ЯАЗ-214 (1951/1956-1959 гг.)

Прототип полноприводного грузовика ЯАЗ-214 с задними двускатными колёсами. 1951 год

Этот семитонный грузовик стал первым полноприводным дизельным автомобилем Советской армии. Его прототипы на шасси ЯАЗ-210 собрали в начале 50-х, и только в 1956-м удалось приступить к серийному изготовлению модели ЯАЗ-214 с двигателем мощностью 205 л.с., пневматическим усилителем рулевого механизма, всеми односкатными колёсами и кузовом с продольными скамьями на 18 человек личного состава.

Серийный дизельный грузовик ЯАЗ-214 со всеми вездеходными односкатными колёсами. 1958 год

Военное оборудование на шасси ЯАЗ-214

Для специальных целей была разработана секретная система маркировки спецшасси 214Ш. Например, машина ЯАЗ-214Ш-7 служила для испытаний перспективных систем ракетного вооружения и снабжалась особыми приспособлениями и валами отбора мощности для привода надстроек.

Спецмашина ЯАЗ-214Ш-7 для перевозки и испытания тяжелых войсковых систем и вооружения. 1958 год

По военным заказам в единичных образцах ЯАЗ собирал седельные версии ЯАЗ-214 с опорно-сцепным устройством от тягача МАЗ-200В, а подмосковный военный завод № 38 на таком шасси собрал автопоезд КТ-214-40П с синхронным управлением колёс полуприцепа, который планировалось использовать под доставку и установку ракетного оружия.

Автопоезд КТ-214-40П с седельным тягачом ЯАЗ-214 и полуприцепом со всеми управляемыми колёсами. 1961 год

Наиболее известной была самая мощная на то время советская система залпового огня БМД-25 или пусковая установка 2П5 тактического ракетного комплекса «Коршун» со спиральными направляющими для шести ракет калибра 250 мм с дальностью поражения 55 километров.

Ракетные установки БМД-25 комплекса «Коршун» на военном параде в Москве. 1959 год

Автомобильное производство в Ярославле просуществовало очень недолго: в конце 1959-го его полностью перевели на Кременчугский автозавод (КрАЗ), а ЯАЗ переключился на выпуск дизельных двигателей. К тому времени было собрано 1265 машин ЯАЗ-214, которые в Кременчуге получили марку КрАЗ-214.

Военные грузовики КрАЗ-214 (1959–1967 гг.)

Вторично рождённые грузовики 214-й серии сошли с конвейера КрАЗа в декабре 1959 года и ничем не отличались от ярославского предшественника, не считая усиления лонжеронов рамы. С 1963-го завод выпускал наиболее распространенную версию 214Б с усиленным передним мостом и телескопическими гидроамортизаторами. Вариант 214М имел экранированное электрооборудование.

Испытания экспортного варианта автомобиля КрАЗ-214Б по форсированию мелкой речки в Германии

Военное оборудование на шасси КрАЗ-214

К категории радиотехнических средств связи на базе КрАЗ-214М относились только радиолокационные высотомеры серии «Наклон» для пеленгования низколетящих воздушных целей. В разделе средств обеспечения ракетных комплексов состояла автоцистерна АКЦ-4-214М вместимостью 4000 литров кислотного меланжа – одного из компонентов ракетного топлива.

Специальная экранированная автоцистерна АКЦ-4-214М для доставки элементов ракетного топливаИнженерная и боевая автотехника

В 50-60-е годы на вооружение было принято несколько видов войсковых одноковшовых экскаваторов серии Э-305 с кабинами операторов на поворотной платформе и вспомогательными дизелями мощностью до 48 сил. Обычно их применяли для сооружения фортификационных сооружений, убежищ и котлованов, а также подъёма грузов массой до четырёх тонн.

Механический экскаватор Э-305В с герметизированной рабочей кабиной в Народной армии ГДР. 1961 год

Проведение инженерных работ на мёрзлых песчаных и глинистых грун­тах обеспечивала сваепогружающая машина МЗС-13 путем завинчивания свай на глубину до восьми метров, винтовые лопасти которых прорезали грунт без разрушения его структуры.

Машина МЗС-13 для бурения скважин посредством стальных или пластиковых лопастей диаметром до 1,2 метра

С 1963 года на шасси КрАЗ-214/214Б с задними домкратами и лебёдкой устанавливали первые тяжёлые механизированные мосты ТММ с двумя раскладными двухколейными мостовыми блоками для наведения переправ с шириной проезжей части около четырех метров.

Мостовая машина ТММ со сложенными секциями в Ленинградском артиллерийском музее (фото автора)

Один комплект ТММ состоял из четырёх мостоукладчиков с гидравлическими и тросово-блочными приводами исполнительных механизмов и использовался для возведения переправ длиной до 40 метров через неглубокие водные преграды, овраги и рвы.

Развертывание блоков двухколейного механизированного моста ТММ в вооруженных силах ГДР. 1963 год

В то же время завершились испытания раскладного понтонно-мостового парка ПМП, на котором впервые в мире применялись герметичные раскладные модульные паромы. В его состав входили 32 грузовика КрАЗ-214 для перевозки элементов моста. При их резком торможении во время движении задним ходом у кромки водоёмов они сбрасывались на поверхность воды и автоматически раскрывались, образуя наплавные мосты длиной до 230 метров и шириной проезжей части в восемь метров.

Модульное раскладное звено понтонно-мостового парка ПМП в музее артиллерии (фото автора)

По наследству от ЯАЗа новой машине досталось кратковременное продолжение сборки и испытаний пусковых установок БМД-25 комплекса «Коршун», которые по кучности попадания не удовлетворяли военных. Так в 1960 году все работы над ними пришлось остановить.

Боевые система залпового огня БМД-25 комплекса «Коршун» на грузовиках КрАЗ-214. 1960 год

Варианты и военное оборудование грузовика КрАЗ-219 (1959–1965 гг.)

С переездом в Кременчуг продолжился выпуск 12-тонного грузовика КрАЗ-219 с 180-сильным дизелем, разработанного в Ярославле для замены ЯАЗа-210. С 1963-го выпускался вариант 219Б с доработанным двигателем. На этих шасси базировались седельные тягачи КрАЗ-221 и 221Б для буксировки полуприцепных систем массой до 30 тонн.

Тяжёлый многоцелевой грузовик КрАЗ-219 – наследник ярославских конструкций. 1959 год

В 60-е на спецшасси КрАЗ-219П была создана кислорододобывающая станция АКДС-70М для получения из воздуха жидкого и газообразного кислорода и азота. Она размещалась в двух машинах с каркасно-металлическими фургонами для размещения технологического и компрессорного оборудования.

Технологическая машина станции АКДС-70М в кузове 2201

Тяжёлая компрессорная установка с кузовом-фургоном 2202

Наибольшее распространение получили тягачи КрАЗ-221/221Б, работавшие с полуприцепными аэродромными топливозаправщиками ТЗ-22 с цистернами на 22 тысячи литров авиационного керосина, автономными насосными станциями и задними кабинами управления.

Седельный тягач КрАЗ-221Б с двухосным полуприцепом ТЗ-22 для механизированной заправки самолетов

С 1959 года на КрАЗе-219 монтировали 10-тонный дизель-электрический кран К-104, которого вскоре сменил 16-тонный многоцелевой вариант К-162. Оба служили в ракетных войсках, где их использовали для перегрузки тяжёлого ракетного оборудования на стартовых позициях.

Дизель-электрический автокран К-162 с приводом рабочего оборудования от четырех электромоторов

На заглавной фотографии – редкая пусковая 250-мм установка тактического комплекса «Коршун» на шасси ЯАЗ-214 в экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.

Источник

0

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Admin

14
Комментарии: 3Публикации: 713Регистрация: 05-08-2019
Теги

76 Комментариев

  1. Уведомление: hydroxychloroquine covid 19 treatment
  2. Уведомление: hydroxychloroquine brand
  3. I will right away seize your rss feed as I can not in finding your email subscription hyperlink or e-newsletter service. Do you have any? Kindly permit me recognise in order that I could subscribe. Thanks.

    0
  4. Уведомление: cost of generic hydroxychloroquine
  5. Уведомление: low cost ivermectil head lice
  6. Уведомление: dapoxetine pills
  7. Уведомление: humans antimalaria prescription
  8. Уведомление: stromectol 6mg buy online
  9. Уведомление: stromectol red and black capsule
  10. Уведомление: deltasone cold sores
  11. Уведомление: stromectol treat yeast infection
  12. Уведомление: stromectol cough
  13. Уведомление: ivermectin for scabies dosage
  14. Уведомление: will ivermectin kill heartworms
  15. Опять для вас восемь свежих сериалов для подлинных любителей мистики.
    Чики смотреть онлайн сериал, сезон, все серии.
    Размещайте по дате выхода, Сериалы жанра “Фэнтези”.
    Опять же наш проект готов предоставить каталог различных каналов
    Наше новое кино, HD Россия 24, 4K Eurosport
    1, прямой эфир СТБ, трансляция Украина.

    0
  16. Уведомление: hydroxychloroquinnea for scabicide
  17. Уведомление: ivomec ivermectin
  18. Уведомление: ivermectin dosage humans

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Закрыть
Закрыть